Обеспечение гарантийных обязательств по госконтракту: полезные выводы из практики контролеров
Законом N 44-ФЗ урегулированы не все вопросы обеспечения гарантийных обязательств. Расскажем, опираясь на практику антимонопольных органов, когда нужно требовать обеспечение гарантийных обязательств и какие моменты важно учесть в проекте контракта.
В каких случаях надо требовать обеспечение гарантийных обязательств
Если в документации заказчик установил требования к гарантийным обязательствам, он должен запросить их обеспечение. Это подтверждает практика контрольных органов, например Марийского, Санкт-Петербургского, Чувашского, Московского УФАС. К аналогичному выводу пришла ФАС.
Требования к гарантийным обязательствам нужно предусмотреть при закупке машин и оборудования. В остальных случаях это право заказчика. Если он не установил требования к гарантийным обязательствам, их обеспечение также не нужно требовать. Так решили Тюменское, Курское, Московское, Санкт-Петербургское УФАС.
Порядок и срок внесения обеспечения гарантийных обязательств
В проекте контракта нужно установить порядок и срок предоставления обеспечения гарантийных обязательств, если оно предусмотрено закупкой. Отсутствие хотя бы одного из этих условий контрольные органы посчитают нарушением.
Так, Мордовское УФАС наказало заказчика за то, что в проекте контракта он не указал срок предоставления обеспечения гарантийных обязательств, хотя установил порядок его предоставления. Аналогичное решение приняла ФАС. В другом случае контрольный орган признал нарушением отсутствие условий о порядке и сроке предоставления такого обеспечения в проекте контракта.
Срок действия банковской гарантии, предоставленной в обеспечение гарантийных обязательств
По мнению Минфина, определять этот срок нужно по правилам, предусмотренным для срока действия обеспечения исполнения контракта. Он должен превышать срок исполнения гарантийных обязательств не менее чем на один месяц. Соответствующее решение приняла и ФАС.
Отметим, Камчатское УФАС приравняло понятия «срок исполнения обязательств» к понятию «срок действия контракта». Тем не менее рекомендуем устанавливать требования к сроку действия обеспечения гарантийных обязательств на основании гарантийного срока, так как он не всегда совпадает со сроком действия контракта.
Срок возврата денежного обеспечения гарантийных обязательств
По аналогии с правилами, предусмотренными для обеспечения исполнения контракта, заказчик должен вернуть денежные средства, предоставленные в качестве обеспечения гарантийных обязательств, в течение 30 дней с даты их исполнения (15 дней, если закупка проводилась только у СМП). Такого мнения придерживается Минфин. Эту позицию подтверждает практика ФАС.
Отметим, ФАС признала неправомерными действия заказчика, который установил в проекте контракта срок в 30 банковских дней, так как он не соответствует Закону N 44-ФЗ.
Однако не все возможности, предусмотренные для обеспечения исполнения контракта, действуют в отношении обеспечения гарантийных обязательств. По мнению Минфина, его размер нельзя уменьшить в связи с частичным исполнением контракта. К аналогичному выводу пришла ФАС, посчитав необоснованной жалобу на отсутствие такого положения в проекте контракта.
Минфин пояснил, на каком лицевом счете автономное учреждение учитывает неустойку по договору
Если автономное учреждение предъявляет санкции (неустойку, пени, возмещение ущерба) исполнителю договора (контракта), заключенного на нужды учреждения в рамках осуществления им как получателем субсидии деятельности, то полученные средства оно признает доходами от приносящей доход деятельности.
Эти доходы отражают на предназначенном для учета операций со средствами автономных учреждений лицевом счете, открытом в УФК (код 30).
В случае если контрагент перечислит неустойку на лицевой счет с кодом 31, указанную сумму следует учесть на лицевом счете с кодом 30. Для этого учреждение должно представить в УФК заявку на кассовый расход по форме 0531801.