Вологда

(8172) 23-10-07

Череповец

(8202) 25-36-02

Петрозаводск

(8142) 44-58-95

ПН-ПТ:

с 8:30 до 20:00

Адрес для писем

info35@konsultantovo.ru

Подборка интересных судебных споров за 2021 год для бухгалтера бюджетной организации

На работу бухгалтера в той или иной степени могут повлиять не только нормативные акты и разъяснения ведомств, но и судебные акты. В уходящем году суды рассмотрели множество разных споров. Мы отобрали те, о которых писали в новостях и которые больше всего заинтересовали бухгалтеров.

Бухучет

Если учреждение в начале года получило первичный документ по операции прошлого года, оно не вправе учитывать его текущей датой. Поступление первички не относят к фактам хозяйственной жизни. По дате ее поступления нельзя определять период учета операции. К таким выводам пришел 17-й ААС.

Отметим, на период отражения влияют многие другие факторы: поступает ли документ до подписания отчетности и успевает ли учреждение его отразить, согласует ли вышестоящий орган исправление ошибки из-за поздно поступившего документа? Как действовать учреждению, недавно рассказал Минфин.

Субсидия на госзадание

ВС РФ подтвердил, что не все общехозяйственные расходы можно оплачивать за счет субсидии. Если они не обеспечивают деятельность учреждения в целом и не способствуют выполнению госзадания, их признают нецелевыми. Суд отнес к таким затратам зарплату сотрудников коммерческого отдела, которые заняты только приносящей доход деятельностью.

Зарплата

За совмещение должностей работникам можно назначить стимулирующую выплату, а не только компенсационную. Такой вывод поддержал ВС РФ. Перед назначением выплаты нужно убедиться, что решение не противоречит актам вышестоящих органов.

Расходы на выплату премии нельзя признать нецелевыми только из-за недочетов в оформлении, решил ВС РФ. Руководитель не издал приказ, когда досрочно снимал с сотрудника наказание. Он лишь оформил резолюцию на служебной записке. По локальному акту работникам со взысканием премия не полагалась. Наказание устанавливали приказом, значит, и отменять его должны аналогичным документом. Однако намерения руководителя очевидны, поэтому ошибку можно считать технической.

Выплата обычной зарплаты за дни командировки противоречит ТК РФ. Сумму свыше среднего заработка 15-й ААС счел нецелевкой.

Другие выплаты работникам

Командировочные возмещают сверх норматива, если сотрудник согласовал перерасход с руководителем организации. Забайкальский краевой суд обязал учреждение возместить командированному затраты на проживание в полном объеме. Судьи указали: норматив нужно соблюдать, только если работодатель обеспечил возможность проживания в командировке в пределах этой суммы. Иной подход противоречит Конституции. Он обесценивает труд, поскольку вынуждает работников оплачивать расходы на выполнение трудовых обязанностей за свой счет. Вышестоящий суд отменил это решение из-за того, что командированный не получил разрешение работодателя на допрасходы.

АС Северо-Западного округа признал целевыми расходами матпомощь к юбилею сотрудника. Акт вышестоящего органа позволял работодателю устанавливать такие выплаты. Их общую сумму ограничили размером экономии фонда оплаты труда. Отметим, необходимость в поддержке сотрудников в связи с юбилеем неоднозначна. Возможны споры с проверяющими.

Госслужба

Денежное содержание

Дополнительное материальное стимулирование не указано в закрытом перечне составляющих денежного содержания, поэтому госорган не включил его в расчет отпускных и компенсации при сокращении. Однако 8-й КСОЮ посчитал возможным отнести суммы к премиям за выполнение особо важных и сложных заданий. Полагаем, после корректировки Закона о госслужбе причин для подобных споров станет меньше.

Расторжение контракта

Госорган не вправе отказать служащему в увольнении по собственному желанию, если до этого момента не успел применить взыскание. Так решил 6-й КСОЮ. Чтобы уволить за проступок, наниматель должен провести проверку и выполнить другие процедуры. Однако это не дает нанимателю права удерживать сотрудника на службе помимо его воли.

На госслужбе нельзя сократить одинокую мать малолетнего ребенка. На это указал 7-й КСОЮ. Хотя Закон о госслужбе подобных положений не предусматривает, гарантия по ТК РФ распространяется и на госорганы.

Дисциплинарные взыскания

Служащая отдела кадров приняла и проверила сведения о доходах коллеги, ее бывшего мужа. У них есть дочь и общая недвижимость. Наниматель посчитал, что возник конфликт интересов. Он применил к сотруднице взыскание, которое поддержал 3-й КСОЮ. Она могла быть заинтересована в том, чтобы бывший супруг скрыл некоторые сведения о доходах и имуществе — как своих, так и их общего ребенка.

В другой ситуации госслужащий не отразил в сведениях о доходах информацию о двух банковских счетах с нулевым остатком и без движения денег. Кроме того, он скрыл счет с оборотом около 60 тыс. руб. за 3 года и остатком на начало отчетных периодов менее 500 руб. Увольнение за подобные нарушения 7-й КСОЮ посчитал чрезмерной санкцией. Они не имели признаков коррупции, поэтому крайняя мера взыскания им несоразмерна.

Бюджетная и бухгалтерская отчетность за 2021 год: какие изменения учесть учреждению

Обновили формы баланса, отчетов о финрезультатах и движении денежных средств, нескольких приложений к пояснительной записке. Скорректировали порядок заполнения этих форм. В основном новшества связаны с изменениями в правилах учета нематериальных активов и матзапасов, порядке применения КОСГУ.

Общие изменения для всех типов учреждений

Изменения в планах счетов и КОСГУ

Перед тем как формировать годовую отчетность, убедитесь, что отразили в учете новшества, которые введены:

— в Единый план счетов и Инструкцию N 157н;

— планы счетов и инструкции N 162н, N 174н, N 183н;

— порядок применения КОСГУ, скорректированный в ноябре 2020 года и ноябре 2021 года.

Стандарты бухучета

При формировании отчетности проверьте, отражены ли в ней данные, которые надо раскрывать согласно применяемым с 2021 года стандартам:

Убедитесь, что внедрили все новшества, которые предусмотрены в стандарте «Нематериальные активы». Отразите результаты годовой инвентаризации. К ним может относиться решение комиссии о переводе объекта из подгруппы активов с неопределенным сроком полезного использования в подгруппу активов с определенным сроком. В отчетности приведите данные в разрезе этих подгрупп.

В отношении стандарта «Выплаты персоналу» проверьте, корректно ли сформировали резерв по пенсионным и иным аналогичным выплатам. Переоцените эту сумму и сумму резерва по отпускным на годовую отчетную дату.

Отметим, в стандарте «Непроизведенные активы» закрепили обязанность ежегодно переоценивать земельные участки по кадастровой стоимости. По умолчанию такой порядок применяют уже давно.

Отчет о движении денежных средств (ф. 0503123, ф. 0503723)

В форму добавили стр. 0507. В ней приводите данные по коду 139 КОСГУ.

Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169, ф. 0503769)

Укажите показатели долгосрочной задолженности. Графы 3, 10, 13 разд. 1 не заполняют только в промежуточной отчетности.

Сведения о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503175, ф. 0503775)

Исключили требование отражать закупки у единственного поставщика в составе принимаемых и принятых обязательств по конкурентным закупкам. Аналогичное изменение учреждения уже учитывали при составлении промежуточного отчета об обязательствах (ф. 0503128ф. 0503738).

Сроки представления и исправления отчетности

Федеральные главные администраторы представляют годовую отчетность в Счетную палату не позднее 15 марта, а не 1 апреля, как ранее. Из-за этого им сдвинут и сроки подачи отчетности в Казначейство. Приказ ведомства еще на регистрации, но им уже нужно руководствоваться. Изменения повлияют и на предельную дату для передачи форм федеральными казеннымибюджетными и автономными учреждениями.

Дополнительно Казначейство потребовало сдать все ежемесячные формы годовой бюджетной отчетности не позднее 21 января 2022 года. Исключение сделали только для отчетов региональных финансовых органов по нацпроектам (ф. 0503117-НП, ф. 0503128-НП), которые надо представить в обычные сроки. Справки (ф. 0503125) с ежегодной периодичностью им нужно подать до 7 февраля, а не до 10-го.

В ноябре 2021 года изменили правила определения даты утверждения отчетности. Теперь она совпадает с моментом, когда уполномоченный орган принял решение включить данные в консолидированную отчетность.

По стандарту об ошибках после даты утверждения отчетность исправлять нельзя. Однако инструкции N 191н и 33н разрешают корректировать принятую отчетность. Для этих документов установлен приоритет над стандартом, поэтому пока действуют прежние правила исправления.

Отметим, Казначейство разместило на своем сайте проект контрольных соотношений для бюджетной отчетности федеральных главных администраторов.

Ответственность

С 31 июля 2021 года в Инструкции N 33н и с 21 августа того же года в Инструкции N 191н закрепили определение термина «информация об активах, обязательствах и о финансовом результате». Его используют при назначении штрафа по КоАП РФ за искажение показателя отчетности на определенный процент.

К этой информации теперь относят лишь показатели по стр. 190, 340, 550, 570 баланса (ф. 0503130ф. 0503730) и стр. 300 отчета о финрезультатах (ф. 0503121ф. 0503721).

Во-первых, за искажение показателя на определенный процент теперь штрафуют, только если в результате искажены данные по перечисленным строкам. Во-вторых, процент считают в отношении этих же строк.

Дополнительные указания Минфина и Казначейства

Дебиторскую задолженность по возмещению затрат на выплату больничных учреждения должны были перенести в межотчетный период перед началом 2021 года:

Обороты отразите в сведениях об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173ф. 0503773).

Если исполнительный лист предусматривает оплату по нескольким кодам КОСГУ, в справочной таблице по неисполненным решениям судов (ф. 0503296ф. 0503295) сведения отразите так:

  • в гр. 1 и 3 запишите показатели по каждому коду обособленно;
  • в гр. 2 приведите единицу только по тому коду, по которому сумма обязательств наибольшая по данному судебному акту.

О других нюансах, которые ведомства сообщили в письме к годовой отчетности, смотрите в нашем обзоре.

Изменения только для казенных учреждений

До того как руководитель подпишет отчетность, надо провести ее внутренний финансовый аудит. Напомним, администраторы могут передать полномочия аудита своему главному администратору или другому администратору того же ведомства.

Новшества только для бюджетных и автономных учреждений

Баланс (ф. 0503730)

Обновили форму: скорректировали наименование показателя по счету 105 00, изменили номера нескольких строк в справке по забалансовым счетам.

Показатель по счету 105 00 отражайте за вычетом резерва под снижение стоимости матзапасов. Напомним, его создают лишь по товарам, готовой и биологической продукции.

Отчет о финрезультатах (ф. 0503721)

В форму внесли небольшую техническую правку: изменили обозначение кодов КОСГУ по статьям 350 и 450.

Графу «Деятельность с целевыми средствами» вы можете заполнять и по коду 130 КОСГУ. Отметим, Минфин уже давно указывал: доходы от компенсации затрат не запрещается отражать по КФО 5 и 6.

В показателе «уменьшение стоимости материальных запасов» учитывайте сумму, на которую увеличился резерв под снижение стоимости.

Отчет о движении денежных средств (ф. 0503723)

В новой стр. 0706 указывайте сведения по коду 156 КОСГУ.

В составе показателя по статье 270 КОСГУ учитывайте в отрицательном значении поступление денег при возмещении ущерба от их недостачи. Сходное изменение в ноябре 2021 года внесли в порядок применения КОСГУ.

В разд. 4 не отражайте информацию по статьям 270520 и 540 КОСГУ.

Сведения о движении нефинансовых активов (ф. 0503768)

Форму скорректировали: добавили счета, которые учреждения применяют с начала текущего года. В основном это счета с аналитическими кодами видов N, R, I, D для учета нематериальных активов. Кроме того, исключили строку по забалансовому счету 27.

Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503773)

В форму внесли небольшие технические правки: ее привели в соответствие с обновленной формой баланса.

Сведения о вложениях в объекты недвижимости (ф. 0503790)

Обновили форму. Добавили графу для отражения статуса объекта на начало года. Исключили детализацию по строкам — информацию о каждом объекте теперь раскрывайте в общей сумме без разделения по видам расходов.

Поправки, которые не успели зарегистрировать к началу периода сдачи годовой отчетности

Изменения к Инструкции N 191н еще находятся на регистрации. Минфин и Казначейство в письме федеральным главным администраторам потребовали учесть эти новшества при составлении бюджетной отчетности за 2021 год. Так же следует поступать региональным и муниципальным учреждениям, поскольку отчетность должна быть сопоставимой на всех уровнях бюджетов.

Рекомендуем внедрять планируемые новшества по согласованию с главным администратором и финансовым органом.

Баланс (ф. 0503130) и сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173)

Обновят формы: скорректируют наименование показателя по счету 105 00, изменят номера двух строк в справке по забалансовым счетам.

Показатель по счету 105 00 отражайте в балансе за вычетом резерва под снижение стоимости матзапасов.

Отчет о финрезультатах (ф. 0503121)

В форму внесут небольшую техническую правку: изменят обозначение кодов КОСГУ по статьям 350 и 450.

По строке «уменьшение стоимости материальных запасов» учитывайте сумму, на которую увеличился резерв под снижение стоимости.

Отчет о движении денежных средств (ф. 0503123)

Показатель по статье 160 КОСГУ приводите без учета доходов от возврата учреждениями и другими организациями остатков субсидий прошлых лет. Такую сумму вычитайте из показателя по стр. 4220.

В составе данных по коду 273 КОСГУ учитывайте в отрицательном значении поступление денег при возмещении ущерба от их недостачи.

В разд. 4 не отражайте информацию по статьям 270520 и 540 КОСГУ.

Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164), дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169)

Если было несколько причин отклонения от планового процента по расходам либо образования просроченной задолженности, указывайте код той причины, которая повлияла больше всего. Детали опишите в текстовой части пояснительной записки.

Сведения о движении нефинансовых активов (ф. 0503168)

Форму изменят: добавят счета, которые учреждения применяют с начала текущего года. В основном это счета с аналитическими кодами видов N, R, I, D для учета нематериальных активов. Кроме того, введут строки по забалансовым счетам 0307 и 21.

Сведения о принятых и неисполненных обязательствах ПБС (ф. 0503175)

В форму внесут техническую правку: актуализируют наименование гр. 2 разд. 4.

Сведения об остатках денежных средств на счетах ПБС (ф. 0503178)

В форму добавят разд. 3 «Касса» об остатках на счете 201 34. Заполняйте его только в квартальном и годовом отчетах.

Сведения о вложениях в объекты недвижимости (ф. 0503190)

Форму обновят. Добавят графу для отражения статуса объекта на начало года. Исключат детализацию по строкам — информацию о каждом объекте теперь раскрывайте в общей сумме без разделения по видам расходов.

Изменения, которые разрабатывали к отчетности за 2020 год

В период подготовки отчетности за 2020 год некоторые поправки к инструкциям N 33н и 191н находились на стадии проекта. Официально их опубликовали 5 и 15 февраля 2021 года. Подробнее об изменениях в нашем материале.

Минфин и Казначейство требовали учесть эти новшества при составлении отчетности за 2020 год. Убедитесь, что вы их уже внедрили


Тэги: Обзоры для бухгалтера Бюджет Вологда (федер), Обзоры для бухгалтера Бюджет Карелия (федер)

Подберем для Вас оптимальный комплект

    Узнать стоимость

      Узнать стоимость