Вологда

(8172) 23-10-07

Череповец

(8202) 25-36-02

Петрозаводск

(8142) 44-58-95

ПН-ПТ:

с 8:30 до 20:00

Адрес для писем

info35@konsultantovo.ru

Можно ли отправить вместо себя в военкомат доверенное лицо?

Ответ:

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, не могут направить вместо себя доверенное лицо в военкомат, поскольку обязанность явиться на сборные пункты, должна быть исполнена лично.

Согласно действующего законодательства доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами, т.е. по ней исполняются права доверителя в объеме, предусмотренном законодательством (например, право на обжалование и т.д.), явка же на сборные пункты является обязанностью и законодательством не предусмотрена возможность ее исполнения представителем.

Граждане, не явившиеся без уважительных причин в место и срок, указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, привлекаются к ответственности (п. 1 ст. 7 Закона N 53-ФЗ).

Так, за неявку гражданина по вызову (повестке) военного комиссариата в установленные время и место без уважительной причины предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложение административного штрафа в размере от 500 до 3 000 руб. (ст. 21.5 КоАП РФ).

Кроме того, граждане, проходящие военные сборы, могут быть привлечены к ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 337338339 УК РФ, поскольку они имеют статус военнослужащих (п. 27 Положения; п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3).

Обоснование:

  1. При объявлении мобилизации граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться на сборные пункты в сроки, указанные в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас.

(в ред. Федеральных законов от 09.03.2010 N 27-ФЗ, от 06.02.2020 N 14-ФЗ)

  1. Гражданам, состоящим на воинском учете, с момента объявления мобилизации воспрещается выезд с места жительства без разрешения военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 09.03.2010 N 27-ФЗ, от 06.02.2020 N 14-ФЗ)

ст. 21, Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» {КонсультантПлюс}

Статья 21. Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации

Комментарий к статье 21

В соответствии с настоящим ФЗФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 852 «Об утверждении Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований», Приказом Минобороны РФ от 2 октября 2007 г. N 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663» граждане, не пребывающие в запасе и подлежащие призыву на военную службу по мобилизации, обязаны явиться по повестке военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии, для уточнения сведений воинского учета или отправки в воинскую часть для прохождения военной службы (направления на альтернативную гражданскую службу), имея при себе удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, паспорт (иной документ, удостоверяющий личность) гражданина Российской Федерации и другие документы, указанные в повестке.

Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании письменного обращения военного комиссара.

Граждане, вызываемые для призыва по мобилизации, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе следующие документы:

— паспорт, свидетельство о рождении и их копии;

— документ об образовании и его копию;

— медицинские документы о состоянии здоровья;

— имеющие спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта — квалификационные удостоверения и их копии;

— прошедшие подготовку в военно-патриотических молодежных и детских объединениях — справки (удостоверения) о прохождении подготовки в этих объединениях и их копии.

Граждане мужского пола, зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера, обязаны явиться по повестке военного комиссариата на медицинское освидетельствование, а также к военному комиссару для принятия решения о призыве на военную службу и получения предписания для убытия к месту военной службы.

При призыве на военную службу и направлении на работу при объявлении общей или частичной мобилизации происходит оповещение граждан о проведении общей или частичной мобилизации и последующая явка (доставка) граждан в пункты предварительного сбора военных комиссариатов районов, городов без районного деления, иных муниципальных (административно-территориальных) образований, пункты сбора субъектов Российской Федерации или непосредственно в воинские части, учреждения, военно-учебные заведения, на предприятия, в организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и в специальные формирования (далее именуются воинские части и специальные формирования). Гражданам, состоящим на воинском учете, с момента объявления мобилизации воспрещается выезд с места жительства без разрешения военных комиссаров районов, городов без районного деления или иных муниципальных (административно-территориальных) образований.

В случае неявки без уважительной причины по повестке военного комиссариата на перечисленные мероприятия гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки являются:

— заболевание или увечье, связанное с утратой работоспособности;

— тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

— препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

— иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

По истечении действия уважительной причины граждане являются в военный комиссариат немедленно, без дополнительного вызова.

В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 21.5 КоАП РФ неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, убытие на новые место жительства либо место временного пребывания на срок более трех месяцев, выезд из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев без снятия с воинского учета, прибытие на новые место жительства либо место временного пребывания или возвращение в Российскую Федерацию без постановки на воинский учет в установленный срок, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования влекут предупреждение или наложение административного штрафа.

р. V, «Комментарий к Федеральному закону от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (постатейный) (Китрова Е.В., Кузьмин В.А.) (отв. ред. Н.М. Филенко) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012) {КонсультантПлюс}

  1. В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  2. Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки являются:

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;

тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.

(в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)

  1. Врачи-специалисты, участвующие в медицинском освидетельствовании, медицинском обследовании и медицинском осмотре граждан, члены призывных комиссий, должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, способствующие своими действиями уклонению граждан от исполнения воинской обязанности либо незаконному призыву граждан на военную службу, а также препятствующие исполнению гражданами воинской обязанности или не исполняющие обязанности, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 288-ФЗ, от 21.07.2014 N 246-ФЗ)

ст. 7, Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О воинской обязанности и военной службе» {КонсультантПлюс}

  1. В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:

состоять на воинском учете в военном комиссариате в соответствии с абзацами первым и третьим пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, — в указанных органах;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.09.2005 N 125-ФЗ, от 03.12.2008 N 248-ФЗ, от 30.11.2011 N 343-ФЗ, от 06.02.2019 N 8-ФЗ)

явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову местной администрации соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющей первичный воинский учет;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 03.12.2008 N 248-ФЗ, от 09.03.2010 N 27-ФЗ, от 31.07.2020 N 285-ФЗ)

при исключении их из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы, получении гражданином женского пола военно-учетной специальности, приобретении гражданства Российской Федерации (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет) явиться в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий в военный комиссариат для постановки на воинский учет;

(в ред. Федеральных законов от 28.04.2009 N 69-ФЗ, от 09.03.2010 N 27-ФЗ, от 30.11.2011 N 343-ФЗ)

сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 211-ФЗ, от 03.12.2008 N 248-ФЗ, от 09.03.2010 N 27-ФЗ, от 06.02.2019 N 8-ФЗ, от 31.07.2020 N 285-ФЗ)

явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию;

(в ред. Федеральных законов от 09.03.2010 N 27-ФЗ, от 06.02.2019 N 8-ФЗ)

бережно хранить удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), справку взамен военного билета, а также персональную электронную карту. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учет, для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.

(в ред. Федеральных законов от 03.12.2008 N 248-ФЗ, от 09.03.2010 N 27-ФЗ, от 28.11.2018 N 445-ФЗ, от 31.07.2020 N 285-ФЗ)

  1. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства и (или) места пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учет.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 03.12.2008 N 248-ФЗ, от 09.03.2010 N 27-ФЗ, от 06.02.2019 N 8-ФЗ, от 31.07.2020 N 285-ФЗ)

  1. Граждане исполняют и иные обязанности, установленные Положениемо воинском учете.

ст. 10, Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О воинской обязанности и военной службе» {КонсультантПлюс}

  1. Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.

ст. 185, «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) {КонсультантПлюс}

Принцип общеобязательности требует исполнения воинской обязанности от всех способных к тому граждан. В первую очередь это означает необходимость определения годности к военной службе по состоянию здоровья и возложение на граждан только тех форм воинской обязанности, которые они могут исполнить. Исходя из этого принципа установлены конкретные требования к здоровью, несоответствие которым препятствует прохождению военной службы в определенных родах войск и воинских частях, прохождению военной службы по призыву либо исполнению воинской обязанности вовсе. В то же время нравственные качества имеют не меньшую значимость при определении способности граждан к несению военной службы. Именно по этой причине отечественный законодатель к категории не подлежащих призыву отнес граждан, отбывающих определенные виды уголовных наказаний, либо имеющих неснятую или непогашенную судимость.

Принцип личного отбывания единственно возможным способом исполнения воинской обязанности полагает исполнение ее в натуре. Этим обусловлены законодательные нормы, требующие личной явки призывников для осуществления призывных мероприятий и воинского учета. Данный принцип не позволяет заменять исполнение воинской обязанности уплатой какого-либо налога или сбора, передачей имущества, а также замещать обязанное лицо кем-либо иным. Тем не менее в более ранние исторические периоды данный принцип не всегда применялся, и даже в настоящее время в ряде зарубежных государств допускаются некоторые отступления от него <7>. Например, в Узбекистане уплата денежного сбора (около 40 000 руб.) <8> освобождает от прохождения срочной военной службы, заменяя ее месячными сборами по территориальному принципу (так называемая военная служба в мобилизационном призывном резерве) <9>.

———————————

<7> См., напр.: Гацко М.Ф. Почему в России нельзя официально откупиться от военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 12. С. 90 — 93.

<8> Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по организации службы граждан Республики Узбекистан в мобилизационном призывном резерве» от 26 февраля 2003 г. N 104; Указ Президента Республики Узбекистан «О повышении размеров заработной платы, пенсий, стипендий и пособий» от 2 июля 2018 г. N УП-5469.

<9> Статья 6 Закона Республики Узбекистан «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» от 12 декабря 2002 г. N 436-II.

Принцип гражданства (подданства) ограничивает круг лиц, подлежащих воинской обязанности, через введение формального критерия наличия гражданства как необходимого условия для возложения на лицо воинской обязанности. Несмотря на общеупотребительность данного принципа, даже он в практике отдельных государств имеет специфику. Например, в США на воинском учете должны состоять не только граждане этого государства, но и постоянно проживающие на его территории лица мужского пола, достигшие возраста 18 лет <10>. В Республике Кипр, наряду с принципом гражданства, в основу воинской обязанности положен принцип крови, согласно которому призыву на военную службу, помимо граждан этой страны, подлежат также лица, у которых хотя бы один из родителей кипрского происхождения <11>. Представляется, что принцип гражданства исходит из формального проявления устойчивой правовой связи человека с Отечеством, а в вышеуказанных случаях законодатель развил эту идею, перейдя к фактической первооснове данной связи: через почву либо через кровь.

———————————

<10> Отказ от военной службы по убеждениям (HR/PUB/12/01). Нью-Йорк; Женева: ООН, 2012. С. 52. URL: http://www.ohchr.org/Documents/Publications/ConscientiousObjection_ru.pdf (дата обращения: 23.10.2018).

<11> Часть 1 ст. 18 Закона о Национальной гвардии 2011 г. (N 19 (I)/2011).

{Статья: Правовые принципы воинской обязанности (Слесарский К.И.) («Право в Вооруженных Силах», 2018, N 12) {КонсультантПлюс}}

Источники:

  1. ст. 185, «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) {КонсультантПлюс}
  2. ст. 21, Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» {КонсультантПлюс}
  3. ст. 7, Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О воинской обязанности и военной службе» {КонсультантПлюс}
  4. ст. 10, Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О воинской обязанности и военной службе» {КонсультантПлюс}
  5. ст. 21, «Комментарий к Федеральному закону от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (постатейный) (Китрова Е.В., Кузьмин В.А.) (отв. ред. Н.М. Филенко) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012) {КонсультантПлюс}
  6. Статья: Правовые принципы воинской обязанности (Слесарский К.И.) («Право в Вооруженных Силах», 2018, N 12) {КонсультантПлюс}

Тэги: Обзоры для бухгалтера Бюджет Вологда (федер), Обзоры для бухгалтера Бюджет Карелия (федер), Обзоры для бухгалтера Вологда (федер), Обзоры для бухгалтера Карелия (федер), Обзоры для кадровика Вологда (федер), Обзоры для кадровика Карелия (федер), Обзоры для юриста Вологда (федер), Обзоры для юриста Карелия (федер), Обзоры по закупкам Вологда (федер), Обзоры по закупкам Карелия (федер)

Подберем для Вас оптимальный комплект

    Узнать стоимость

      Узнать стоимость