Штрафы с 1 сентября 2023 года за распространение рекламы в интернете без идентификатора; Оценка информации на предмет ее отнесения к рекламе или информации, не являющейся рекламой, осуществляется ФАС России в каждом конкретном случае, исходя из содержания такой информации и всех обстоятельств ее размещения
Наказывать будут за распространение интернет-рекламы без идентификатора или с нарушением требований к его размещению. Штраф для должностных лиц — от 100 тыс. до 200 тыс. руб., а для компаний — от 200 тыс. до 500 тыс. руб.
Кроме того, установлены штрафы за нарушение порядка информирования Роскомнадзора о распространенной интернет-рекламе.
Антимонопольная служба предложила такой подход для определения «статуса» размещаемых в Интернете материалов (Информация ФАС России от 24.11.2022). Если какому-то отдельному продукту (товару, работе, услуге) уделяется особое внимание, о нем дается избыточная и положительно эмоционально окрашенная информация, есть призывы приобрести продукт, такой контент может быть признан рекламой (если на него распространяются нормы ст. 18.1 Закона N 38-ФЗ). Маркировать подобные материалы и отчитываться по ним нужно.
В то же время рекламой не считается информация о товарах и услугах, размещенная на официальном сайте, страницах или в социальных сетях их производителя или продавца, если основной целью таких сообщений не является продвижение товара (услуги) на рынке.
Как видим, грань между рекламой и информацией довольно тонкая. Выяснять, где именно она проходит, придется в каждом отдельном случае.
Если, скажем, учреждение социального обслуживания населения указывает на своем сайте (в разделе «Платные услуги») на наличие пункта проката спортивного инвентаря и перечисляет его наименования (палки для занятий скандинавской ходьбой, лыжи, велосипеды и пр.), при этом на странице присутствует информация и о других услугах, такие сообщения не будут квалифицированы как реклама. Цели привлечь внимание потребителей здесь нет, услуга проката спортинвентаря никак не выделяется среди других. А вот если на главной странице сайта размещен красочный баннер с изображением довольной женщины, занимающейся скандинавской ходьбой, и указана цена проката палок, в данном материале уже есть признаки рекламы. Баннер выделяет отдельную услугу и обращает на нее внимание потребителей. Значит, в первой ситуации маркировать информацию и отчитываться по ней не нужно, а во второй — необходимо.
Такого же мнения придерживается Роскомнадзор.
В Письме от 14.11.2022 N 03-100982 ведомство указало: если на своем интернет-ресурсе выкладываются собственные рекламные материалы, они подлежат маркировке, а соответствующая информация направляется в реестр. Механизмы по учету в реестре и у операторов рекламных данных сведений о «собственной» рекламе предполагалось разработать до конца 2022 года.
Отметим, что новые обязанности возникают у учреждения при распространении интернет-рекламы в любой форме. Это могут быть баннеры, текстовые или текстово-графические блоки, видеоролики, аудиозаписи, аудио- или видеотрансляции в прямом эфире. Получать идентификатор может потребоваться даже на пресс-релиз.
Как уточнил Роскомнадзор в Письме N 03-100982, квалификация пресс-релиза в качестве рекламы зависит от его содержания. В частности, от того, содержит ли он информацию, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Если окажется, что пресс-релиз — это все-таки реклама, ее учет осуществляется в общем порядке.
Таким образом, если на собственном Интернет-ресурсе организации размещаются собственные рекламные материалы, то такие рекламные материалы подлежат маркировке, а информация о рекламе должна направляться в Роскомнадзор. Разработка механизмов по учету в «Едином реестре интернет-рекламы» и в программном обеспечении операторов рекламных данных сведений о «собственной» рекламе будут завершены в декабре 2022 года.
Оценка информации на предмет ее отнесения к рекламе или информации, не являющейся рекламой, осуществляется ФАС России в каждом конкретном случае, исходя из содержания такой информации и всех обстоятельств ее размещения.
Если пресс-релизы имеют рекламный характер, то учет информации о них осуществляется в общем порядке вне зависимости от того, распространяются ли такие материалы на возмездной или безвозмездной основе.
Нормативные документы и дополнительная информация размещены на официальном сайте Роскомнадзора в разделе «Учет интернет-рекламы».
Распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет допускается при условии присвоения оператором рекламных данных соответствующей рекламе идентификатора рекламы, который представляет собой уникальное цифровое обозначение, предназначенное для обеспечения прослеживаемости распространенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет рекламы и учета информации о такой рекламе.
В случае если Telegram используется для донесения информации широкому кругу пользователей посредством предлагаемых сервисных возможностей (через Telegram-каналы), то такая реклама подпадает под действие Закона о рекламе и требует маркировки.
ФАС России сформировала позицию по маркировке рекламы в Telegram.
Сообщается, что маркировка рекламы в Telegram:
- не требуется, если ресурс используется в качестве мессенджера, для обмена сообщениями между конкретными пользователями;
- обязательна, если ресурс используется для донесения информации широкому кругу пользователей через предлагаемые сервисные возможности (через Telegram-каналы). Такая реклама подпадает под действие ст. 18.1 Закона о рекламе.
<Письмо> Роскомнадзора от 14.11.2022 N 03-100982 «О рассмотрении обращения» {КонсультантПлюс};
<Информация> ФАС России «Официальная позиция ФАС России о маркировке рекламы в «Telegram»;
Готовое решение: Что понимается под рекламой (КонсультантПлюс, 2023) {КонсультантПлюс};
Обзор: «Основные изменения в КоАП РФ в 2023 году» (КонсультантПлюс, 2023) {КонсультантПлюс}