Закупки у единственного поставщика по Закону N 223-ФЗ: интересная практика за 2023 — 2024 годы
Может ли перечень случаев неконкурентной закупки охватывать любые потребности заказчика? Признают ли прямую сделку антиконкурентным соглашением, если для ее заключения не было объективных причин? Какие основания для закупки у единственного поставщика не стоит включать в положение о закупке? Ответы – в обзоре.
Перечень оснований неконкурентной закупки не должен охватывать всю сферу деятельности заказчика
ВС РФ поддержал суды, которые решили, что в положении о закупке нельзя закрепить перечень оснований для проведения неконкурентных процедур, который охватывает почти всю сферу деятельности заказчика.
Это приводит к дискриминации и ограничению конкуренции, поскольку позволяет привлекать исполнителя без торгов независимо от наличия конкурентного рынка.
Подход разделяют Владимирское и Воронежское УФАС.
Необоснованное заключение прямой сделки могут признать антиконкурентным соглашением
ВС РФ согласился с выводом контролеров о том, что заказчик и его контрагенты реализовали антиконкурентное соглашение. В течение нескольких лет они заключили более 600 прямых договоров без объективных на то причин.
Единую сделку искусственно раздробили. Это нарушило права потенциальных исполнителей и публичные интересы. Невозможность провести закупки конкурентным способом не доказали.
Суд напомнил, что закупки у единственного поставщика допустимы, в частности, при таких обстоятельствах:
· низкоконкурентный рынок;
· ликвидация последствий ЧС;
· колебание цен в узком диапазоне;
· закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция.
В иных случаях это злоупотребление правом и намеренное уклонение от конкурентных процедур.
К сходному выводу приходили АС Западно-Сибирского и Центрального округов. Их позицию поддержал и ВС РФ.
Основания неконкурентной закупки не должны быть универсальными или затрагивать открытый рынок
Марийское УФАС увидело ограничение конкуренции в действиях заказчика, который предусмотрел универсальное основание для проведения неконкурентных процедур – закупка на сумму до 15 млн руб.
Контролеры отметили: основание не было ограничено никакими критериями, кроме ценового, что позволяло проводить прямые закупки в любых случаях и при любых потребностях.
Также не следует включать в положение о закупке основания, которые затрагивают открытые и конкурентные рынки, например:
· юруслуг – Воронежское УФАС;
· услуг охраны – Марийское УФАС;
· строительно-монтажных работ – Краснодарское УФАС;
· торговли ТС – Татарстанское УФАС.
Универсальная ссылка: Как провести закупку по 223-ФЗ у единственного поставщика