Госзакупки
1.МАЛЫЕ ЗАКУПКИ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА СМОГУТ ПРОВОДИТЬ БОЛЬШЕ УЧРЕЖДЕНИЙ: ПРОЕКТ В ГОСДУМЕ
По проекту учреждениям социального обслуживания семьи и детей разрешат проводить малые закупки у единственного поставщика на сумму до 600 тыс. руб. наряду с учреждениями образования и культуры.
Предполагается, что новшество позволит приобретать товары, работы или услуги неконкурентным способом в том числе социально-реабилитационным центрам для несовершеннолетних.
Документ: Проект Федерального закона N 928818-8
2.ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ХОУМ КРЕДИТ ЭНД ФИНАНС БАНК» ИСКЛЮЧЕНО ИЗ ПЕРЕЧНЯ БАНКОВ, НА СЧЕТА В КОТОРЫХ МОГУТ ВНОСИТЬСЯ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАКУПКЕ
Необходимые изменения внесены в распоряжение Правительства от 13 июля 2018 г. N 1451-р.
Документ: Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2025 N 1375-р
3.СУД РЕШИЛ: НЕЗАКОННОЕ ОТКЛОНЕНИЕ ЗАЯВКИ НЕ ПОВОД ВЗЫСКАТЬ УБЫТКИ С ГОСЗАКАЗЧИКА И КОНТРОЛЕРОВ
Контролеры поддержали заказчика, который отклонил заявку общества за несоответствие доптребованиям. Суд признал их решение недействительным, отклонение заявки безосновательным.
Общество посчитало, что незаконные действия заказчика и контролеров помешали ему заключить контракт, и потребовало в суде взыскать с них неполученную прибыль.
Три инстанции посчитали, что между действиями заказчика, контролеров и неполученным доходом нет связи:
- участие общества в закупке не означает именно его победы. Данное обстоятельство также не влечет немедленного заключения контракта, поскольку эта процедура многоэтапная;
- признание недействительным решения контролеров не доказывает, что отклонение заявки привело к упущенной выгоде. Суд не делал вывода о том, что общество стало бы победителем закупки и стороной контракта при ином подведении ее итогов;
- повторно заявки не рассматривали. Однако и повторное их рассмотрение не исключает отклонения заявки общества по другим основаниям;
- деятельность общества по получению прибыли основана на риске. Ее нельзя считать плановой и влекущей при обычных условиях оборота получение ежемесячного фиксированного дохода;
- чтобы подтвердить размер убытков, общество представило отчет об оценке рыночной стоимости упущенной выгоды. Однако оно не пояснило, какие учитывало расходы на исполнение контракта, если бы его заключили. Общество не доказало реальную возможность получить прибыль в заявленном размере. Контракт с другим участником заключили по более высокой цене;
- общество хочет взыскать предполагаемый доход. Этот доход зависит от разных факторов, поэтому его размер нельзя точно определить.
Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 23.05.2025 по делу N А56-7281/2024
4.НЕДОСТОВЕРНЫЕ СВЕДЕНИЯ В ЗАЯВКЕ: ПРОЕКТ О НОВЫХ ОБЯЗАННОСТЯХ ГОСЗАКАЗЧИКОВ ПРОШЕЛ ГОСДУМУ
По проекту участников, которые не соответствуют, например, единым требованиям или предоставили ложную информацию о своем соответствии таковым, будут отстранять от закупки не позже даты подведения итогов (п. 1 ст. 1 проекта).
Сейчас в подобных ситуациях участника нужно отстранить от закупки в любой момент до заключения контракта.
Если такое несоответствие установят после подведения итогов, но до заключения контракта, заказчик должен отказать участнику в заключении сделки. То же потребуется сделать, если в заявке обнаружили любые недостоверные сведения или документы (п. 1 ст. 1 проекта).
Пока у заказчика нет оснований отказаться от заключения контракта, если участник предоставил недостоверные данные, в частности, о своем опыте, набрал из-за этого большее число баллов при оценке заявок и победил в закупке.
В Законе N 44-ФЗ закрепят и общее правило: за недостоверность информации и документов в заявке, а также за действия, которые совершили на их основании, отвечает участник закупки (п. 2 ст. 1 проекта).
Планируют, что поправки вступят в силу с 1 января 2026 года (ст. 2 проекта).
Документ: Проект Федерального закона N 504954-8
5.С 31 МАЯ 2025 ГОДА ПРИ РАСЧЕТЕ ОБЪЕМОВ ЗАКУПОК У СМП И СМСП ОТДЕЛЬНЫЕ СДЕЛКИ УЧИТЫВАТЬ НЕ НАДО
При определении объема закупок у СМП и СОНКО по Закону N 44-ФЗ из СГОЗ станут исключать контракты, например, на приобретение:
- лекарств и медизделий заказчиками с годовым объемом закупок таких товаров 20 млн руб. и выше;
- продукции из перечня наркотических средств и психотропных веществ.
Сделки по итогам закупок наркотических средств и психотропных веществ из указанного перечня не будут учитывать также заказчики по Закону N 223-ФЗ при расчете объема закупок у СМСП в годовом стоимостном объеме договоров.
Документ: Постановление Правительства РФ от 22.05.2025 N 708
6.ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ЗАКУПОК
В частности, уточнены некоторые позиции перечня условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из государства — члена ЕАЭС.
Кроме того, включены новые позиции в перечень товаров, в отношении которых применяются критерии происхождения в соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года.
Настоящее Решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования.
Документ: Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23.05.2025 N 39
7.ДАНЫ РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВОПРОСУ ЗАКУПОК ТОВАРОВ РОССИЙСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
Рассмотрены положения Постановлений Правительства РФ от 17 июля 2015 г. N 719 «О подтверждении производства российской промышленной продукции» и от 23 декабря 2024 г. N 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц«.
Сообщается, в частности, что в соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Постановления N 1875 для подтверждения происхождения товаров, указанных в позициях 1 — 145 приложения N 1 к Постановлению N 1875, позициях 1 — 433 приложения N 2 к Постановлению N 1875, приложении N 3 к Постановлению N 1875, из РФ используется номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции, содержащей в том числе информацию о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории РФ соответствующих операций (условий) (если в отношении такого товара Постановлением N 719 за выполнение (освоение) на территории РФ соответствующих операций (условий) установлены требования о совокупном количестве баллов), которое составляет или превышает значение, определенное постановлением N 719 для целей осуществления закупок.
В соответствии с вышеуказанными положениями Постановления N 1875 в случае отсутствия в заявке на участие в закупке сведений о совокупном количестве баллов, но при наличии таких сведений в соответствующей реестровой записи, такая заявка не может быть отклонена по вышеуказанной причине.
Также отмечена необходимость обеспечения актуальности реестровых записей как на этапе подачи участником закупки заявки на участие в закупке или на этапе заключения контракта (договора) в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), так и на этапе исполнения контракта (договора).
Документ: Письмо Минпромторга России от 15.05.2025 N 53728/12