Госзакупки
1.МИНФИН: ПРИ ГОСЗАКУПКЕ С НАЦИОНАЛЬНЫМ РЕЖИМОМ В ЗАЯВКЕ ДОПУСТИМА 1 РЕЕСТРОВАЯ ЗАПИСЬ НА 1 ТОВАР
По мнению ведомства, заявка участника должна содержать информацию и документы по предлагаемому товару. В Законе N 44-ФЗ не предусмотрена возможность подать альтернативные предложения, поэтому информация о товаре, в т.ч. номер записи из реестра российской промпродукции, не может быть вариативной.
Напомним, ранее Минфин сообщал, что заявка на участие в госзакупке должна содержать только одну страну происхождения товара.
Документ: Письмо Минфина России от 22.05.2025 N 24-06-09/50188
2.ДАНЫ РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВОПРОСУ ОПИСАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ОБЪЕКТОМ ЗАКУПКИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД, ПРИ ЗАКУПКАХ КОТОРЫХ ПРЕДЪЯВЛЯЮТСЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Сообщается, что Минпромторг России ежегодно, не позднее 1 сентября, представляет в Правительство РФ согласованные с Минприроды России предложения о видах товаров, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при закупках которых предъявляются экологические требования, а также о минимальной доле вторичного сырья, использованного при их производстве.
По мнению Минприроды России, до установления минимальной доли вторичного сырья Минпромторгом России заказчик определяет ее самостоятельно.
Документ: <Письмо> Минприроды России от 05.06.2025 N 25-29/23552
3.НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ: МИНПРОМТОРГ ПРЕДЛОЖИЛ ВРЕМЕННО ИНАЧЕ ПОДТВЕРЖДАТЬ СТРАНУ РЯДА МЕДИЗДЕЛИЙ
При закупках товаров, которые объявят до 31 декабря 2026 года включительно, планируют не применять требование о наличии в записи из реестра российской промпродукции информации о совокупном количестве баллов (п. 1 проекта изменений). Речь идет, в частности, о товарах из перечня N 2 с защитной мерой в виде ограничения. Среди них:
- компьютерные томографы;
- рентгенографические аппараты;
- электрокардиографы;
- аппараты ультразвукового сканирования.
Поправка позволит участникам закупок предлагать в заявках продукцию с действующими реестровыми записями, которые сформировали еще до введения балльной системы оценки.
Общественное обсуждение проекта завершат 30 июня 2025 года.
Документ: Проект постановления Правительства РФ
4.ЗАКАЗЧИКИ СМОГУТ МЕНЯТЬ СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ БОЛЬШЕГО ЧИСЛА КОНТРАКТОВ: ПРОЕКТ ПРОШЕЛ ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
По проекту заказчикам разрешат корректировать существенные условия контрактов на благоустройство по тем же основаниям, что сейчас применяют в строительстве. Речь идет о двух случаях (п. п. 1 и 2 ст. 1 проекта):
- увеличение (уменьшение) количества товаров, работ или услуг;
- уточнение объема или видов работ.
В Законе N 44-ФЗ появится и отдельное основание для изменения срока контрактов на строительный контроль. Заказчики смогут применять его в ситуациях, когда меняется период выполнения работ по основному строительному контракту (п. 4 ст. 1 проекта).
Есть и другие изменения. Планируют, что поправки заработают с 1 июля 2025 года (ст. 2 проекта).
Документ: Проект Федерального закона N 854737-8
5.НОВШЕСТВА В СФЕРЕ НОРМИРОВАНИЯ ЗАКУПОК АВТОМОБИЛЕЙ ПО ЗАКОНУ N 44-ФЗ ЗАРАБОТАЮТ С 25 ИЮНЯ 2025 ГОДА
Заказчиков переведут на преимущественную закупку электромобилей и транспорта на газомоторном топливе. Приобретать бензиновые и дизельные модели позволят лишь в особых случаях, например если в зоне эксплуатации нет газозаправочной или зарядной инфраструктуры.
Предельные цены на транспорт из обязательного перечня можно будет изменить не более чем на значение индекса потребительских цен Росстата для нового отечественного легкового автомобиля за период действия предельных цен. Это разрешат сделать при составлении ведомственных перечней ТРУ.
Вступят в силу и другие изменения.
Документ: Постановление Правительства РФ от 12.06.2025 N 889
6.ПРАКТИКА ФАС ПО ЗАКОНУ N 223-ФЗ: НА ЧТО КОНТРОЛЕРЫ ОБРАТИЛИ ВНИМАНИЕ В ОБЗОРАХ ЗА АПРЕЛЬ 2025 ГОДА
Заказчики ошибались, когда указывали в документации два значения НМЦД для участников на разных системах налогообложения, устанавливали требование к ценовому порогу договоров для оценки опыта и ограничивали период исполнения таких договоров. Подробнее в обзоре.
Два значения НМЦД для участников на разных системах налогообложения
В документации установили 2 значения НМЦД: с НДС и без него. Размер обеспечения заявки рассчитали от цены с НДС, а предложения о цене сопоставляли без него.
Контролеры нашли нарушение:
- порядок определения НМЦД нарушает принцип равноправия. По Закону N 223-ФЗ надо установить одно значение НМЦД для всех участников независимо от применяемой системы налогообложения и указать, содержит цена НДС или нет;
- порядок оценки заявок ограничивает конкуренцию. Ценовое предложение участника на ОСН имеет необоснованное преимущество перед ценовым предложением участника на УСН.
Суды поддержали контролеров.
Требование к ценовому порогу подтверждающих опыт договоров
Для оценки квалификации участников заказчик принимал договоры стоимостью не менее 50% от НМЦД каждый.
Контролеры сочли порядок оценки необъективным. Так, участник, который представит 1 договор стоимостью 50% от НМЦД, получит баллы, а участник, который представит несколько договоров на общую сумму 50% от НМЦД, – нет. Баллы не начислят также участнику с опытом, который представит договор стоимостью, например, 49% от НМЦД.
Суды поддержали контролеров.
Ограничение периода исполнения договоров для оценки опыта
Контролеры решили, что заказчик ограничил период исполнения договора для оценки опыта: он принимал договоры, которые исполнили за 1 – 2 года до даты окончания срока подачи заявок. По их мнению, участники с опытом, например, за последние 5 лет до даты окончания срока подачи заявок имеют существенное преимущество перед участниками с опытом за 1 – 2 года до этой даты.
Документы: Обзор судебной практики в сфере закупок по Закону N 223-ФЗ (апрель 2025 года)
Обзор практики рассмотрения жалоб по Закону N 223-ФЗ (апрель 2025 года)
7.ОШИБКИ ПРИМЕНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕЖИМА: ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ ПО ЗАКОНУ N 223-ФЗ ЗА 2025 ГОД
Заказчики давали преимущество российскому товару, хотя данные о стране его происхождения были недостоверные. Также они неверно применяли запрет или ограничение закупок и не проверяли, на какой товар участник представил номер реестровой записи. Подробнее в обзоре.
Давали преимущество российскому товару, хотя данные о стране его происхождения были недостоверные
Заказчик закупал продукты питания, в т.ч. бананы. В закупке он установил преимущество для российской продукции. Победитель указал в заявке, что страна происхождения товаров – РФ.
Якутское УФАС решило, что преимущества, которые помогли ему победить, предоставили без оснований, поскольку сведения о стране товара недостоверные. В региональном Минсельхозе подтвердили, что пока в РФ не выращивают бананы, а только планируют делать это.
Московское УФАС сочло, что заказчик правильно определил победителя закупки на поставку автозапчастей. По мнению одного из участников, победитель привел недостоверные сведения о стране происхождения товара и получил преимущество. В заявке страной он указал РФ, однако исходя из общедоступной информации, наименования и характеристик товаров часть из них – импортная продукция.
Контролеры отметили: в закупке с преимуществом подтверждать страну происхождения товара не нужно, достаточно ее продекларировать. Письма производителей, которые представил участник, не подтверждают недостоверность сведений, поскольку победитель не указывал производителя товара. То, что на рынке вовсе нет закупаемой продукции из РФ, не доказали.
Неверно применяли запрет или ограничение закупок
Заказчик установил в закупке защитную меру в виде запрета. Калужское УФАС решило, что у него не было оснований допускать ни одну из заявок: все участники предложили российские товары без номеров реестровых записей.
Татарстанское УФАС нашло нарушение в закупке, в которой установили ограничение. Заказчик отклонил заявку с иностранным товаром, поскольку были предложения с российским.
Контролеры отметили: заявки с иностранным товаром отклоняют, если есть предложения с российской продукцией, страну которой подтвердили. В данном случае отклонять заявку с импортным товаром было нельзя, поскольку участники с российской продукцией не представили номера реестровых записей.
Не проверяли, на какой товар участник представил номер реестровой записи
Московское областное УФАС посчитало, что у заказчика не было оснований допускать заявку победителя закупки с защитной мерой в виде запрета. Среди прочего он приобретал косметические наборы.
Чтобы подтвердить страну происхождения товара, победитель представил номера записей из реестра на ватные диски и палочки. Значит, он не подтвердил страну происхождения товара.
На похожее нарушение обратило внимание Красноярское УФАС в закупке с ограничением.
8.ФАС РОССИИ БУДЕТ РАССМАТРИВАТЬ БОЛЬШЕ ЖАЛОБ И ОБРАЩЕНИЙ ПО ЗАКОНУ N 44-ФЗ С 21 ИЮНЯ 2025 ГОДА
Территориальные органы будут передавать в центральный аппарат ФАС жалобы на госзаказчиков, контрактных управляющих и других лиц при НМЦК закупки 500 млн руб. и более. Сейчас «порог» – 700 млн руб.
Аналогичное снижение предусмотрели для обращений о внеплановых проверках (включении в РНП) и о согласовании заключения контракта для федеральных нужд с единственным поставщиком.
Вступят в силу и другие изменения.
Документ: Приказ ФАС России от 17.03.2025 N 174/25
9.НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ПРИ ЗАКУПКАХ ПО ЗАКОНАМ N 44-ФЗ И 223-ФЗ: НОВШЕСТВА С 19 ИЮНЯ 2025 ГОДА
Правительство утвердило поправки к правилам предоставления национального режима. Они уточняют особенности подтверждения страны товаров и порядок применения «защитных мер» при закупках медизделий, лекарств и другой продукции. О некоторых изменениях расскажем в обзоре.
Подтверждение страны происхождения продукции
При закупках товаров из позиций 1 — 433 списка с ограничением участники могут подтвердить страну происхождения простым ее указанием в заявке. Условие: в реестре российских промтоваров нет продукции с характеристиками, которые нужны заказчику, и он задекларировал это в извещении.
При закупках по Закону N 44-ФЗ такие заявки приравняют к иностранным, если заказчик допустит участника с товаром из российского (евразийского) реестра промпродукции и номером реестровой записи.
Исключения из правил национального режима
Запрет, ограничение и преимущество не применяется к изделиям, которые поставляют при выполнении работ (услуг) по изготовлению товара на заказ.
Исключение из запрета закупок продукции с конкретным товарным знаком распространили на ПО.
Правило, которое позволяло заказчику не применять запрет при закупке ряда промтоваров на сумму менее 1 млн руб. с ценой каждой единицы не выше 300 тыс. руб., теперь действует в 2 случаях:
— НМЦК (НМЦД), МЗЦК (МЗЦД) или цена контракта (договора) с единственным поставщиком не выше 1 млн руб. и цена каждой единицы не выше 300 тыс. руб.;
— цена каждой единицы товара не выше 300 тыс. руб. и произведение каждой цены единицы на количество товара не выше 1 млн руб.
Закупки медизделий
В перечень медизделий, страну происхождения которых до 31 августа 2025 года включительно можно подтвердить сертификатом СТ-1, включили новые позиции. Среди них:
— медицинская одежда и спецодежда для поддержания физической формы;
— специальные хирургические одноразовые стерильные изделия из нетканых материалов для защиты пациента и медперсонала;
— отдельные виды медицинской мебели (в т.ч. хирургической, стоматологической или ветеринарной) и ее части.
Речь идет о продукции с подходящими кодами по ОКПД 2.
Закупки лекарств
Ограничение применяется только к лекарствам из перечня ЖНВЛП. Лекарствам не из этого списка предоставляется преимущество.
В контракт на поставку полностью отечественного лекарства (все стадии производства в ЕАЭС) нужно включать условие о запрете замены на частично отечественный препарат.
Срок действия временного правила о применении преимущества к лекарствам из перечня стратегически значимых сократили до 31 августа 2025 года включительно.
Документ: Постановление Правительства РФ от 10.06.2025 N 879
10.ВНЕСЕНЫ УТОЧНЕНИЯ В ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКРЫТЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРОЦЕДУР ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ, СВЕДЕНИЯ О КОТОРЫХ СОСТАВЛЯЮТ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ
Установлено, что решение о создании на специализированной электронной площадке сети шифрованной связи 1 класса и сети шифрованной связи 2 класса должно быть согласовано с ФСБ России.
Документ: Постановление Правительства РФ от 12.06.2025 N 899
11.НЕДОСТОВЕРНЫЕ СВЕДЕНИЯ В ЗАЯВКАХ: У ГОСЗАКАЗЧИКОВ ПОЯВЯТСЯ НОВЫЕ ОБЯЗАННОСТИ С 1 ЯНВАРЯ 2026 ГОДА
Участников, которые не соответствуют, например, единым требованиям или предоставили ложную информацию о своем соответствии таковым, будут отстранять от закупки не позже даты подведения итогов.
Сейчас в подобных ситуациях участника нужно отстранить от закупки в любой момент до заключения контракта.
Если такое несоответствие установят после подведения итогов, но до заключения контракта, заказчик должен отказать участнику в заключении сделки. То же потребуется сделать, если в заявке обнаружили любые недостоверные сведения или документы.
Пока у заказчика нет оснований отказаться от заключения контракта, если участник предоставил недостоверные данные, в частности, о своем опыте, набрал из-за этого большее число баллов при оценке заявок и победил в закупке.
В Законе N 44-ФЗ закрепят и общее правило: за недостоверность информации и документов в заявке, а также за действия, которые совершили на их основании, отвечает участник закупки.
Поправки заработают с 1 января 2026 года.
Документ: Федеральный закон от 07.06.2025 N 138-ФЗ
12.НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА N 44-ФЗ САМО ПО СЕБЕ НЕ ГОВОРИТ О НЕДОБРОСОВЕСТНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ
Прокуратура потребовала признать недействительными два договора на поставку материалов и выполнение работ по ремонту кровли. Местная администрация заключила и оплатила их с нарушением Закона N 44-ФЗ.
Три инстанции признали сделки ничтожными, но не взыскали с исполнителя оплату. Суды решили, что в данном случае нельзя применить ни одностороннюю, ни двустороннюю реституцию:
- заказчик принял товары и работы без замечаний по качеству, объему и стоимости. Результат работ имеет потребительскую ценность, его нельзя отделить в натуре;
- исполнитель надлежаще выполнил обязательства. Само по себе нарушение Закона N 44-ФЗ не означает, что он действовал недобросовестно. Инициатором заключения договоров был заказчик;
- соразмерное встречное представление исключает одностороннюю реституцию. Применить двустороннюю реституцию также нельзя, поскольку вернуть результат работ в натуре заказчик не может, а денежная компенсация не имеет смысла.
К сходным выводам АС Волго-Вятского округа приходил и в споре о незаконном дроблении закупки. Его позицию поддержал ВС РФ.
Документ: Постановление АС Волго-Вятского округа от 03.06.2025 по делу N А79-5405/2024