Масштабные оптимизационные поправки к Закону N 44-ФЗ приняты в финальном чтении
Цифровой контракт разрешат заключать при любом основании неконкурентной закупки. Дополнят перечень случаев, при которых можно не соблюдать основные требования к контракту с единственным поставщиком. Уточнят, что контракт заключается только в письменной форме.
Проект содержит широкий спектр новшеств. Об основных изменениях расскажем в обзоре.
С 1 января 2025 года
Цифровой контракт с единственным поставщиком
Право заказчиков заключать с 1 января 2025 года контракты через ЕИС распространят на все виды неконкурентных закупок. До 30 июня 2026 года включительно такая форма будет недоступна для ряда оснований, например, закупок малого объема (ст. 2 проекта).
Список случаев, при которых с 1 апреля 2025 года заказчики обязаны заключать сделку с единственным поставщиком в ЕИС, не изменится (п. 1 ст. 2 проекта).
Новшество заработает со дня опубликования закона, но применять его станут не раньше 1 января 2025 года (п. 2 ст. 3 проекта).
Контракт с единственным поставщиком без учета требований Закона N 44-ФЗ
В перечень оснований для закупки у единственного поставщика, при которых можно не соблюдать основные требования к контракту, включат (пп. «б» п. 3 ст. 1, п. 1 ст. 3 проекта):
- экстренные закупки;
- закупки услуг по управлению МКД;
- закупки услуг преподавателя (гида, экскурсовода), которые оказывает физлицо.
Сейчас этих оснований в списке нет.
Форма контракта
Уточнят, что контракт заключается только в письменной форме (пп. «а» и «б» п. 1, пп. «б» п. 3 ст. 1, п. 1 ст. 3 проекта).
Пока в законе нет такой оговорки, что приводит к попыткам заключать устные сделки с единственным поставщиком.
С 1 января 2026 года
Дробление закупки
Заказчикам разрешат свободно проводить несколько малых закупок однородных или идентичных товаров (работ, услуг) у единственного поставщика, в т.ч. в электронной форме. Главное условие – соблюдать годовой объем и требования к цене контракта (пп. «г» п. 9 ст. 1, п. 4 ст. 3 проекта).
Сейчас в таких ситуациях есть риск получить штраф за дробление закупки.
Единые требования к участникам
Участники смогут не прилагать к заявке документы о соответствии единым требованиям, если они есть в общедоступных госреестрах. Заявка в таком случае должна содержать декларацию, в которой указаны ссылки на сайты с подтверждающими документами (пп. «а» п. 6 ст. 1, п. 4 ст. 3 проекта).
Похожий механизм уже есть в Законе N 223-ФЗ.
Извещение о закупке с неопределенным объемом
При закупках с неизвестным объемом в извещении не потребуется указывать цену и срок исполнения отдельных этапов контракта. Сроки будут устанавливать заказчики в заявках по правилам, которые закрепили в контракте (пп. «а» п. 3, пп. «а» и «б» п. 5 ст. 1, п. 4 ст. 3 проекта).
Изменение упростит подготовку к закупкам, при которых контракт исполняют по заявкам заказчика, когда нельзя заранее знать число заявок и объем товаров (работ, услуг) в каждой из них.
Обеспечение при демпинге
Демпингующие участники не будут предоставлять обеспечение в размере 10% от цены контракта, если требования к обеспечению нет в извещении (п. 4 ст. 1, п. 4 ст. 3 проекта).
Пока есть неопределенность в практике применения антидемпинговых мер в подобном случае.
С 1 июля 2026 года
Реестр контрактов
По общему правилу Закона N 44-ФЗ в реестр обяжут направлять информацию о любых контрактах. Исключение – контракты с гостайной по результатам неэлектронных малых закупок у единственного поставщика (пп. «а» п. 12 ст. 1, п. 5 ст. 3 проекта).
Сейчас в реестр не включают данные о контрактах, которые заключили по итогам ряда неконкурентных закупок, например, малого объема (кроме электронных).
Правительство сможет установить особенности размещения информации и документов в реестре (в т.ч. на официальном сайте ЕИС) для отдельных контрактов (пп. «д» п. 12 ст. 1 проекта).
Документ: Проект Федерального закона N 667365-8